Тема: « Педагогические подходы в формировании интеллектуальной одаренности школьников на уроках естественно-математического направления».

   Цель: повышение уровня профессионально-педагогической компетентности и научно-исследовательской культуры  учителя.

Педагогические подходы в формировании интеллектуальной одаренности  школьников на уроках естественно – математического направления.

                                                               Беспальчук  Н. В. – учитель химии и  биологии

ГУ   « Школа – лицей №2 города Костаная»

 

В Республике Казахстан работа с одаренными детьми ведется на государственном уровне. Одаренные дети считаются национальным достоянием. Распоряжение президента страны Н.Назарбаева « О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей» открыло новое направление в формировании национальной модели системы непрерывного образования. В связи с задачами, поставленными перед нашим государством – о вхождении Казахстана в число 50 конкурентноспособных стран мира, работа с одаренными детьми становиться все более приоритетной.  Но все же, на сегодняшний момент, остаются не решенными вопросы по выявлению одаренных детей, созданию условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей, нестандартных способов решения той или иной проблемы на всех ступенях педагогического процесса.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты: выявление одаренных детей;  развитие логики  на уроках; развитие интеллектуальных способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа); создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Работа с одаренными школьниками всегда занимала приоритетное место в моей педагогической деятельности.  Но меняемся мы, меняется время. Общество предъявляет нам, учителям, другие требования. Итак, как выявить одаренность детей на уроках химии? Такие дети видны сразу. Они отличаются неординарным мышлением, особой памятью, незаурядной волей, мыслительными и речевыми способностями,  зачастую видны  и личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность.

По мнению Фримана, существуют максимально надежные критерии, способные выявлять наиболее успешных учеников. Выявление данных характеристик (память и знание,   самообразование , быстрота мышления, решение проблем, любознательность, ранняя символическая деятельность) потребовало от меня тщательного наблюдения за поведением  отдельных учеников во время образовательного процесса.

Для данной категории учеников я предусмотрела следующие виды деятельности на  уроках. Это опережающие, индивидуальные, логические задания, вопросы высокого порядка, создание мини – проектов в рамках одного урока.

Работа в группах позволяет выявить учеников с развитой социальной одаренностью. Ученикам, проявившим лидерские качества, отводиться роль консультантов, тьютеров в группах при создании совместного проекта. Также они оказывали помощь менее успешным ученикам при выполнении заданий урока.

При интеграции Модуля « Обучение талантливых и одаренных учеников»  речь идет о стратегии вмешательства, одной из характеристик которой является предложение ученикам усложненной программы обучения в классе и вне класса.

На мой взгляд, таковой является проектная, исследовательская деятельность учащихся. Это благодатный материал для развития одаренных детей.  Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить».

Таким образом, сегодня  одним из важных направлений является участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы; идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий. Другими словами, от школы ждут не напичканных знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.

Исследовательская деятельность —  это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин.   Результативность  исследовательской  деятельности по химии только в этом учебном году велика: 1 место в  Республиканском  конкурсе научно – исследовательских работ « Юный исследователь» ( Лекерова Екатерина), городской этап   конкурса исследовательских работ «Зерде» ( Чудра Мария), 2 место в Региональной  научно – практической конференции школьников имени Т. Е. Даулетбаева « Интеллектуальный потенциал подрастающего поколения – залог успешного индустриально – инновационного развития Казахстана» ( Лекерова Екатерина), 2 место в городских чтениях Научного  Общества  Учащихся ( Кудайбергенова Айгерим)

В последнее время большие возможности для работы с одарёнными детьми предоставляют различные интернет — проекты по предметам. Так  проект Казахстанских Интернет Олимпиад совместно с  РНПЦ «Дарын» дает возможность одаренным ребятам попробовать свои силы в интеллектуальных соревнованиях.

Деятель­ность по выявлению и сопровождению одаренных школьников необходимо начинать как можно раньше, как только вы­является такой ученик, которому интересно и по плечу более глубокое постижение предлагаемого материала. Работа с таки­ми учащимися должна быть организована по принципу преем­ственности: от года к году, от занятий репродуктивного харак­тера к постепенному переходу на путь самостоятельного поиска и исследования. Именно такой подход обеспечивает непрерывность развития творческой мысли, что и является, в свою оче­редь, реализацией «ситуации успеха».

Для создания системы работы с обучающимися повышенной мотивацией к изучаемому предмету необходимы и учителя новой формации.  Глубокая рефлексия учителем своей практики, с целью определения форм и методов преподавания и обучения направленных на развитие умений и навыков учащихся, способствует развитию одаренных школьников.

По определению Бизяевой А.А., «рефлексивный учитель — это думающий, анализирующий в ходе своей деятельности, постоянно задающий вопросы и ищущий  на них ответы, каждый ответ ведет к принятию решения образовательных проблем.

В связи с этим  в сентябре 2015 года в школе – лицее № 2   была создана исследовательская группа « Выявление и развитие одаренных и талантливых детей» под моим руководством. В состав группы вошли сертифицированные учителя I, II и III уровня, а так же учителя, имеющие высокий уровень теоретической и практической профессиональной компетентности к обучению и наставничеству. Всего одиннадцать учителей. Исследование в действии  «Выявление и развитие одарённых и талантливых детей»  организованно с целью реализации основных идей школьной программы  «Системно-целевое управление развития детской одарённости в условиях школы-лицея».

Задачами данного исследования стала отработка практики выявления и развития одарённых и талантливых детей на уроке, а так же формирование готовности учителя к данной работе.

На своевременность и актуальность создания исследовательской группы по данной проблематике указывают и результаты глобального мониторинга, проведённого в первой четверти среди учащихся школы-лицея. Составленный список одарённых детей (около двухсот школьников из 1485-ти учащихся) поставил педагогический коллектив перед фактом отсутствия единых подходов в понимании и выявлении талантливых и одарённых детей. Вне поля зрения педагогов остались школьники социальной (лидерской), творческой, спортивной и других одарённостей. В списках преобладали дети с академической (знаниевой) одарённостью.

Для того, чтобы вооружить педагогов современными теориями одарённости  и практикой работы с талантливыми детьми, был проведён методический совет. За основу понимания детской одарённости была взята теория множественности интеллекта Гарднера. Классным руководителям рекомендовано составить по классам полные списки способных к разным видам деятельности школьников.

Исследовательской группой оценена готовность педагогов школы-лицея к работе с талантливыми детьми. В поведении учителя обнаружились две проблемы: 1) Недостаток стратегического мышления в работе с потенциально способными детьми и детьми со «скрытой одарённостью»; 2) Не владение специальными методиками преподавания для одарённых и талантливых детей.

Педагоги так же отмечали затруднения в оценивании и изучении способностей детей. В обычной практике эту работу выполняет педагог-психолог, использующий психодиагностические тесты, анкеты, анализ увлечений детей и другое. Результаты психологического мониторинга, как правило, оставались неким сакральным значением для педагогов-предметников, поэтому члены исследовательской группы апробировали новый инструмент исследования – Lesson Stady, как рекомендуемый программный метод исследования, был взят за основу системного наблюдения и преобразования учебной среды в восьмом «Л» классе.

Педагоги Беспальчук Н. В., Жолобова Л.П., Ким З.Е., Ешкина Д.Ю. провели серию последовательных уроков. Все педагоги использовали единый педагогический инструментарий выявления и развития одарённых детей. Это: совместное целепологание, разноуровневые задания, групповая и парная работа, стратегии формирующего и критериального оценивания. Велось наблюдение за тремя группами учеников: уровень А В и С. Создавались для них специальные учебные ситуации (проведение физического эксперимента, оценивание работы группы и другое). Учащиеся «раскрывались» на глазах, проявляя ранее скрытые задатки и способности в интеллектуальной, академической и социальной средах. В последующем «наблюдаемые» ученики добились побед в различного уровня соревнованиях: Кубенова Айгерим —  III место в городском этапе Республиканской олимпиады по химии, Внуков Олег —  I место в городском этапе Республиканской олимпиады по английскому языку, Плющева Дарья – I место в городском математическом турнире. А ранее слабомотивированный к учёбе Мейстер Никита стал более активно заниматься по таким предметам, как физика, математика, история.

В целом продуктивность работы исследовательской группы обеспечена методическим инструментарием (опросники, анкеты и другое), профессиональными ресурсами (круглые столы, конференции, научное консультирование).

За один год уже видны педагогические эффекты работы исследовательской группы: создаётся коллоборативная среда обучения и преподавания, меняется характер взаимодействия «учитель-учитель» и «учитель-ученик» в сторону сотрудничества, что создает новые горизонты для одаренных школьников.

Мне, как учителю, благодаря такому подходу в обучении, открылись новые горизонты в работе – я смогла проанализировать, наблюдая со стороны, деятельность каждого ученика и выявить «сильные»  стороны своих воспитанников. А значит завтра при планировании других уроков, я смогу разнообразить не только формы и методы урока, но и осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его способности.

Результат всегда оправдывает ожидания! В процессе ра­боты ученик развивает свои способности и получает от этого неописуемую радость творчества, удовлетворение от собствен­ных открытий. Конечно, мы, учителя, даем сумму знаний, формируем навыки и умения, но мне думается, что все-таки наша задача в работе с одаренными детьми намного просторнее и ответственнее. Хочется определить ее словами Р. Олдингтона: «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать толь­ко одно — указать дорогу». Поэтому, как мне видится, мы должны вовремя узнать, увидеть, почувствовать такого ученика, помочь ему задуматься о вечных вопросах и направить на путь позна­ния, быть рядом, но и в то же время формировать самостоя­тельный подход к процессу постижения истины, а также совер­шенствования своих способностей.