«Формирование мыслительных навыков учащихся через развитие критического мышления».
-недостаточное развитие самостоятельного мышления;
— недостаточный уровень логических рассуждений учащихся;
— неумение школьников использовать на практике свои знания и умения.
2) низкая активность учащихся на уроках;
3) механическое запоминание информации.1 этап: 2014-2015 год:
Изучить применение инновационных подходов к обучению. Прохождение курсов «Орлеу», программы 2 уровня (сентябрь — ноябрь)
Разрабатывать планирование уроков с учетом развития у детей мышления высокого уровня (анализ, синтез, оценка) – (в течение года)
Систематически изучать, применять и отрабатывать на уроках приемы по развитию критического мышления(в течение года)
Отбирать и использовать типологию вопросов, развивающих критическое мышление учащихся (в течение года)
Корректировать и рефлексировать свою деятельность (в течение года)
Создавать банк заданий для учащихся по развитию критического мышления (в течение года)
2 этап: Основной. 2015-2017 учебный год
Создание авторских (лицензированных) работ
Публикации по обмену опытом работы
Проведение исследования в действии
3 этап: Оценочный. 2017-2018 учебный год
Ожидаемый результат
Повышение качества преподавания предмета.
Создание сборника методического пособия с дидактическим материалом
Обобщение опыта по исследуемой теме на заседаниях ШМО, городских конференциях и семинарах.
Для учителя необходимо:
-Подобрать эффективные приемы развития критического мышления и проанализировать результаты, способствующие динамике учебных достижений учащихся.
-Планировать уроки и дифференцировать ресурсы для каждого ученика.
-Определять учащихся с разным уровнем подготовленности и мотивацией к учебной деятельности.
— Вести наблюдения во время урока за процессом самостоятельной работы учащихся через инструменты развития критического мышления.
-Сформулировать выводы о целесообразности применения приемов по развитию критического мышления в педагогической практике.
Разрабатывать и систематизировать вопросы высокого порядка по таксономии Блума, которые способствуют развитию способности анализировать, синтезировать и оценивать, т.е. развивать критическое мышление.
-Подбирать задания с учетом уровня развития и интереса своих учеников и позиционировать себя как «талантливый наблюдатель».
-Подбирать материал для одаренных детей, развивающих мыслительные процессы.
-Выстраивать целеполагание с учетом развития у детей мышления высокого уровня (анализ, синтез, оценка).
-Отбирать и использовать типологию вопросов, развивающих критическое мышление учащихся.
-Корректировать и рефлексировать свою деятельность.
Что дает ученику критическое мышление:
-Умение сотрудничать и работать в группе.
-Правильно и корректно выражать свои выводы, идеи, суждения.
-Аргументировать свое собственное мнение.
-Самостоятельно заниматься своим обучением.
-Критически оценивать результаты своих успехов и достижений, объективно оценивать знания одноклассников.
-Делать выводы, умозаключения, переосмысливать и применять полученные знания в практической деятельности.
-Повысить интерес, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
— Ответственно относиться к собственному образованию;
— Повысить качество своего образования.
Приемы, используемые на стадии вызова
- «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики»)
- «Верите ли вы, что …?»
- Проблемные вопросы;
- «Толстые и тонкие» вопросы;
- Рассказ-предположение по ключевым словам;
- Перепутанные логические цепочки;
- Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения
- Таблицы
- Корзина идей
- Покопаемся в памяти
- Ассоциация
- Инструкции
- Мозговой штурм
- Игра-упражнение «Веер»
- Прием «Поясните цитату»
- Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
- Прием «Как бы вы прокомментировали….»
- Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать — узнал»)
- Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
- Приёмы, работающие с таблицами
- таблица ПМИ
- таблица ЗХУ
- таблица-синтез
- сводная таблица
- концептуальная таблица
- таблица «Что? Где? Когда? Почему?«
- Чтение с остановками
- Прием инсерт (пометки на полях)
- Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
- Прием «Сюжетная таблица»
- Прием «Сводная таблица»
Приемы, используемые на стадии осмысления
- Прием «Тонкие и толстые вопросы». Ромашка вопросов (ромашка Блума)
- Прием «Зиг-заг»
- Прием «Мое мнение»
- Прием «Мозговой штурм»
- Прием «Фишбоун»
- Прием «Понятийное колесо»
- Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?)
- Прием «Мудрые совы»
- Резюме (Я понял(а), что…).
- Шесть шляп мышления;
- Возврат к ключевым словам;
- Письмо по кругу;
- Различные виды дискуссий;
- Написание творческих работ;
- Исследование по отдельным вопросам
Приемы, используемые на стадии рефлексии
- Эссе
- Рафт
- Диаманта
- Синквейн
- Хокку (хайку)
- Бортовой журнал
- Двухчастный дневник
- Трёхчастный дневник
- Рефлексивный экран вопросов
- Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме
- Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)
Результаты
-Повышение мотивации интереса к обучению;
-Развитие навыков критического мышления;
-Самоконтроль, саморегуляция;
-Умения работать в коллективе;
-Самостоятельность;
- Повышение качества знаний
- Призовые места учащихся на городских олимпиадах по биологии международных дистанционных олимпиадах
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
- выступления на педагогических советах, семинарах;
- участие в МО биологов города и школы;
- проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- авторские работы: лицензированные работы и публикации;
- Проведение обучающий тренингов и коучингов для педагогов
Реализация опыта
- научно – практические конференции;
- конкурсы;
- проекты; и т.д.
- разработка системы уроков по биологии с использованием приемов и стратегий КМ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: