«Формирование мыслительных навыков учащихся через развитие критического мышления».

 Учитель Краснова Е.В., сш. №11, 2017 год
Критическое мышление – есть желание и умение оценить свое мышление, и предполагает обучение и развитие намерения быть правдивым, открытым, способным к анализу, уверенным в рассуждениях и принятии решения.

 В  педагогической практике возникают  проблемы:1) несоответствие между мотивацией, познавательными запросами  и уровнем обученности учащихся, что обусловлено  следующими причинами:
-недостаточное развитие самостоятельного мышления;
— недостаточный уровень логических рассуждений  учащихся;
— неумение школьников использовать на практике свои знания и умения.
2) низкая активность  учащихся на уроках;
3) механическое запоминание информации.1 этап: 2014-2015 год:
Изучить применение инновационных подходов к обучению. Прохождение  курсов «Орлеу», программы 2 уровня (сентябрь — ноябрь)
Разрабатывать  планирование уроков с учетом развития у детей мышления высокого уровня (анализ, синтез, оценка) – (в течение года)
Систематически изучать, применять и отрабатывать  на уроках  приемы по развитию критического мышления(в течение года)
Отбирать и использовать типологию вопросов, развивающих критическое мышление учащихся (в течение года)
Корректировать и рефлексировать свою деятельность (в течение года)
Создавать банк заданий для учащихся по развитию критического мышления (в течение года)

2 этап: Основной. 2015-2017 учебный год

Создание авторских (лицензированных) работ
Публикации по обмену опытом работы
Проведение исследования в действии

3 этап: Оценочный. 2017-2018 учебный год

Ожидаемый результат
Повышение качества преподавания предмета.
Создание сборника методического пособия с дидактическим материалом
Обобщение опыта по исследуемой теме на заседаниях ШМО, городских конференциях  и семинарах.

Для учителя необходимо:
-Подобрать эффективные  приемы развития критического мышления  и проанализировать результаты, способствующие динамике учебных достижений учащихся.
-Планировать уроки и   дифференцировать ресурсы для каждого ученика.
-Определять учащихся с разным уровнем подготовленности и мотивацией к учебной деятельности.
— Вести наблюдения во время урока за процессом самостоятельной работы учащихся  через инструменты развития  критического мышления.
-Сформулировать выводы о целесообразности  применения приемов по развитию критического мышления в педагогической практике.

Разрабатывать и систематизировать вопросы высокого порядка по  таксономии Блума,  которые способствуют развитию способности анализировать, синтезировать и оценивать, т.е. развивать  критическое мышление.
-Подбирать задания с учетом уровня развития и интереса своих учеников и  позиционировать себя как «талантливый наблюдатель».
-Подбирать материал для одаренных детей, развивающих  мыслительные процессы.
-Выстраивать целеполагание с учетом развития у детей мышления высокого уровня (анализ, синтез, оценка).
-Отбирать и использовать типологию вопросов, развивающих критическое мышление учащихся.
-Корректировать и рефлексировать свою деятельность.

Что дает ученику критическое мышление:
-Умение сотрудничать и работать в группе.
-Правильно и корректно выражать свои выводы, идеи, суждения.
-Аргументировать свое собственное мнение.
-Самостоятельно заниматься своим обучением.
-Критически оценивать результаты своих успехов и достижений, объективно оценивать знания одноклассников.
-Делать выводы, умозаключения, переосмысливать  и применять полученные знания в практической деятельности.
-Повысить интерес, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
— Ответственно относиться к собственному образованию;
— Повысить качество своего  образования.

                         Приемы, используемые на стадии вызова

  • «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики»)
  • «Верите ли вы, что …?»
  • Проблемные вопросы;
  • «Толстые и тонкие» вопросы;
  • Рассказ-предположение по ключевым словам;
  • Перепутанные логические цепочки;
  • Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения
  • Таблицы
  • Корзина идей
  • Покопаемся в памяти
  • Ассоциация
  • Инструкции
  • Мозговой штурм
  • Игра-упражнение «Веер»
  • Прием «Поясните цитату»
  • Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
  • Прием «Как бы вы прокомментировали….»
  • Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать — узнал»)
  • Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
  • Приёмы, работающие с таблицами
  • таблица ПМИ
  • таблица ЗХУ
  • таблица-синтез
  • сводная таблица
  • концептуальная таблица
  • таблица «Что? Где? Когда? Почему?«
  • Чтение с остановками
  • Прием инсерт (пометки на полях)
  • Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
  • Прием «Сюжетная таблица»
  • Прием «Сводная таблица»

Приемы, используемые на стадии осмысления

  • Прием «Тонкие и толстые вопросы». Ромашка вопросов (ромашка Блума)
  • Прием «Зиг-заг»
  • Прием «Мое мнение»
  • Прием «Мозговой штурм»
  • Прием «Фишбоун»
  • Прием «Понятийное колесо»
  • Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?)
  • Прием «Мудрые совы»
  • Резюме (Я понял(а), что…).
  • Шесть шляп мышления;
  • Возврат к ключевым словам;
  • Письмо по кругу;
  • Различные виды дискуссий;
  • Написание творческих работ;
  • Исследование по отдельным вопросам

Приемы, используемые на стадии рефлексии

  • Эссе
  • Рафт
  • Диаманта
  • Синквейн
  • Хокку (хайку)
  • Бортовой журнал
  • Двухчастный дневник
  • Трёхчастный дневник
  • Рефлексивный экран вопросов
  • Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме
  • Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)

Результаты

-Повышение мотивации интереса к  обучению;

-Развитие навыков критического мышления;

-Самоконтроль, саморегуляция;

-Умения работать в коллективе;

-Самостоятельность;

  • Повышение качества знаний
  • Призовые места учащихся на городских олимпиадах по биологии международных дистанционных олимпиадах

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

  • выступления на педагогических советах, семинарах;
  • участие в МО биологов города и школы;
  • проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • авторские работы: лицензированные работы и публикации;
  • Проведение обучающий тренингов и коучингов для педагогов

Реализация опыта

  • научно – практические конференции;
  • конкурсы;
  • проекты; и т.д.
  • разработка системы уроков по биологии с использованием приемов и стратегий КМ